Программа развития учреждения

Содержание программы развития
ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида».
Раздел I.
Паспорт программы развития ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида» на 2013-2017 годы.
Раздел II.
Анализ ситуации и концептуальное обоснование программы развития по направлениям:

  1. Информационная справка о ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»
  2. Система управления образовательным процессом. Состояние учебно-воспитательной деятельности ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIIIвида».

Раздел III.
Концепция развития ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида».
Раздел IV.
Приоритетные направления и план реализации программы развития.
Основные этапы реализации программы:

  1. Организационный (2013-2014). Разработка перспективных направлений в развитии школы, внедрение и моделирование нового качественного состояния УВП в условиях Федерального государственного образовательного стандарта – 4 и реализации программы «Стратегия развития — 2020».
  2. Основной этап (2014-2016). Деятельность школы по реализации программы развития.
  3. Обобщающий этап (2015-2017). Анализ полученных результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Закрепление (отражение) значимых изменений в локальных нормативных актах школы и распространение опыта работы педагогического коллектива по реализации программы развития в научно-методических изданиях.

Раздел V.
Финансовый план реализации программы.
Раздел VI
Прогнозируемый результат
Приложения.

 

 

 

Раздел I.
Паспорт программы развития  ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида» на 2013-2017 годы.

Программа развития государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида» ( далее: ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида») представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления коррекционного обучения, воспитания обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты.
Настоящая программа определяет стратегию развития ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида» на срок до 2017 года и действия по её реализации.

Законодательная база для разработки и реализации программы развития ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»:

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Закон РФ от 12.11.2012 г. № 69 «Об образовании».
  4. Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
  5. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ.
  6. Программа «Национальная доктрина образования в РФ», одобренная Постановлением Правительства РФ от 04.11.2000 г.
  7. «Стратегия развития — 2020».
  8. Национальная инициатива «Наша новая школа».
  9. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761»О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  10. Проект «ФГОС-4».
  11. Постановление Правительства РФ от 12марта 1997г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  12. Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
  13. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000г. №212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  14. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761
  15. Устав ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида».

Цель программы:
Создание условий в ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида» для активизации механизмов компенсации психофизических и интеллектуальных недостатков обучающихся, расширение коммуникативного пространства и формирование ключевых компетенций  у обучающихся через построение индивидуальной траектории развития каждого конкретного ребёнка, в соответствии с существующими социально-экономическими условиями, что является залогом для дальнейшей успешной социализации и интеграции в общество данной категории детей и подростков.

Основные задачи программы:
1.      Создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающем обучении. Определение оптимального пути развития для каждого обучающегося школы, с  учётом актуально существующих тенденций в обществе, государстве и экономически обусловленных требований к членам современного общества, с учётом особенностей образовательного учреждения и контингента обучающихся.
2.      Ориентация на формирование основных компетенций обучающихся, необходимых для успешной социализации. Создание в школе-интернате соответствующей социокультурной и коррекционно-развивающей среды.
3.      Разработка и внедрение новой образовательной политики в школе с учётом современных требований к выпускникам школы-интерната, заключающейся, в конечном результате, в создании вариативной системы предпрофильного допрофессионального обучения в старших классах и послешкольном обучении.
4.      Расширение коммуникативного и социального пространства для выпускников школы-интерната.
5.      Содействие возможностям реализации выпускниками профессиональных умений и навыков, обеспечение социальных гарантий выпускников школы-интерната с учётом специфики развития личности и степени социализированности, готовности к самостоятельной жизни.
6.      Создание условий для сохранения здоровья обучающихся во время уроков и во внеурочное время, посредством совершенствования здоровьесберегающих технологий, используемых в рамках коррекционно — развивающего обучения.
7.      Совершенствование психолого-педагогического сопровождения обучающихся школы, с применением инноваций в области методик коррекционной педагогики и психологии.
8.      Развитие материально-технического, кадрового, научно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса в школе.
9.      Совершенствование менеджмента школы.
10.  Повышение профессионального уровня кадрового состава школы.
11.  Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения эффективного развития.
12.  Научно-исследовательская деятельность, участие в экспериментальной и инновационной работе. Внедрение новых образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития обучающихся в течение всего школьного периода.

Финансовое обеспечение программы:
Выполнение программы обеспечивается за счёт различных источников финансирования: федеральный и краевой бюджет, субсидии, целевые благотворительные пожертвования.

Принципы и подходы реализации программы:
*    Программно-целевой подход (единая система планирования и современное внесение корректив в планы).
*    Преемственность данной программы развития и образовательной программы школы, реализуемой с 2008 года.
*    Информационная и методическая компетентность участников образовательного процесса.
*    Уровень личностного развития каждого участника коррекционно – развивающего обучения.
*    Вариативность в реализации задач развития школы.
*    Включение в решение задач программы развития всех субъектов образовательного процесса.

Управление программой:
Программа развития является управляющим документом.
Корректировка программы и общий контроль выполнения программных мероприятий осуществляется администрацией школы, Педагогическим советом школы, Общественным государственным органом управления (из числа членов педагогического коллектива, родительской общественности, социальных партнёров). Управление реализацией программы развития осуществляется директором и заместителями директора по направлениям деятельности.
Раздел II.
Анализ ситуации и концептуальное обоснование программы развития.
1.      Информационная справка о ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида».
Полное наименование Учреждения:
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»
Сокращенное наименование Учреждения:
ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида».
Адрес:  Ставропольский край, г. Железноводск, п. Иноземцево, ул. Лесная, д.36
Телефоны: (879-32) 5-13-43(факс); 5-13-72; 5-99-20
E-mail: sckor@mail.ru                           Сайт школы: scint1.ru
Лицензия: серия  РО    № 026591, регистрационный № 1942, дата выдачи 21  октября 2011 г.,  срок действия: бессрочно
Свидетельство об аккредитации: серия 26 А 01, № 0000007, регистрационный № 1965, дата выдачи: 30 мая 2012 г., действительно до: 30.05.2024г.
Администрация
Директор: Гузий Галина Николаевна
Зам. директора по учебно-методической работе: Негодина Светлана Владимировна
Зам. директора по воспитательной работеЧеликиди Ангелина Христофоровна
Зам. директора по безопасностиЗайцева Марина Юрьевна
Зам. директора по АХЧМотина Надежда Андреевна
Учредитель: Министерство образования Ставропольского края

  • Система управления образовательным процессом и состояние учебно – воспитательного процесса в ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида». Организационная структура процесса образования.

Схема в приложении № 1.
Деятельность ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида» регламентируется Уставом и следующими локальными актами:
коллективный договор;
положение о Совете Учреждения;
положение об общем собрании трудового коллектива;
положение о Попечительском совете;
положение о Педагогическом совете;
положение о методическом совете;
положение о методическом объединении педагогов;
положение о внутришкольном контроле;
положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме;
положение о медицинской службе;
положение о логопедическом пункте образовательного учреждения;
положение о промежуточной аттестации учащихся;
положение о порядке проведения выпускных экзаменов по профессионально-трудовому обучению;
положение о порядке хранения, выдачи и учета документов государственного образца;
положение о платных образовательных услугах;
положение о формах получения образования;
положение об организации индивидуального обучения;
положение об организации работы с обучающимися, воспитанниками, имеющими сложный дефект;
положение о Совете по профилактике правонарушений, преступлений и бродяжничества несовершеннолетних;
положение о трудовой практике;

Система управленияранжирована следующим образом:

Администрация школы –
Определение основного пути развития учреждения, определение ведущих принципов создания новой образовательной политики, принятие программы развития.

 

Директор — 
Реализация основного пути развития учреждения, планирование работы по реализации программы развития, подбор кадров, хозяйственно-материальное обеспечение, определение стратегии развития.

Заместители директора.
Обеспечение образовательного процесса в рамках ежедневного функционирования и экспериментальной работы, обеспечение безопасности жизнедеятельности школы.

Педагогический совет школы.
Планирование работы школы, коррекция плана работы и программы развития школы, планирование экспериментальной работы.

Методические объединения: учителей начальных классов, русского языка, математики, естественно-географического цикла и физического воспитания, учителей-логопедов, трудового обучения, воспитателей.
Работа над совершенствованием  методического обеспечения образовательного процесса, трансляция педагогического опыта, поиск наиболее эффективных путей развития образовательного учреждения, обеспечение ежедневного выполнения требований Сан-Пина и выполнения локальных актов.

Основные направления работы на заявленный период.
Схема в приложении № 2.

Сведения об администрации ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида».
Таблица в приложении № 3.

ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида» – является школой круглосуточного пребывания, следовательно, обеспечивает получение обучающимися полноценного коррекционно-развивающего и дополнительного образования.
Специфика работы школы круглосуточного пребывания.

Главная задача коррекционно — развивающего образования в школе VIII вида – работа по преодолению у обучающихся психофизических и интеллектуальных недостатков, но это работа над следствиями имеющихся у детей образовательных потребностей, т.к. над причинами работать практически невозможно – они кроются в органических нарушениях ЦНС детей, что способствует созданию охранительного режима в процессе обучения на индивидуальной основе и определены видом образовательного учреждения. ШПД выстраивает систему педагогического воздействия в течение всего дня и является положительным опытом, требующим дальнейшего расширения в части материально-технического оснащения и в части педагогических инноваций. Программа развития школы предполагает создание единого методического пространства школы для формирования обобщающихся методических установок в работе с конкретными детьми, объединёнными по диагностическим признакам.

Задачи ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида».
Схема в приложении № 4.

Педагоги всеми возможными дидактическими средствами осуществляют психолого-педагогическую коррекцию, необратимый процесс развития, с целью выработки стойкого динамического стереотипа в процессе развития.
Методическая тема школы на 2013-2017 гг.
«Совершенствование процессов обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социокультурной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Приоритетные направления работы:
1.          Обеспечение учебного аппарата необходимыми научно-методическими, организационными, кадровыми, информационными условиями для развития образовательного пространства учреждения в свете модернизации содержания образования.
2.          Работа педагогического коллектива по созданию условий для реализации Национального проекта «Наша новая школа».
3.          Развитие взаимодействий структур образовательного учреждения, социальных партнёров, содействующих развитию социальной и культурной компетентности личности обучающихся, самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина, родителя.
4.          Определение и регулирование социального статуса обучающихся в системе образовательного учреждения. Декларация Билля о правах личности, Билля о правах ребёнка.
5.          Создание условий профессиональной диагностики обучающихся для возможности индивидуальной работы с каждым из них для эффективности коррекционно – развивающего обучения.
6.          Координация деятельности психолого-педагогической и медико-социальной направленности с целью наиболее полной реабилитации обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  и их самоопределения в жизни.
7.          Реализация государственного стандарта здоровьесберегающей программы.
8.          Создание условий для адекватной доктрины коррекционного образования каждому обучающемуся индивидуально.
9.          Работа над проектом «ФГОС – 4».
10.      Использование инклюзивности обучения как одного из методов отбора контингента обучающихся.
11.      Разноаспектное теоретическое и практическое изучение проблем детей-инвалидов, обучающихся в ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида». Альтернативность образовательных направлений с учётом педагогических возможностей обучающихся.
12.      Создание гуманистической базы образовательного процесса.

Сведения о педагогических кадрах ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида».
Таблица в приложении № 5.

Построение педагогического процесса в ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида». Режим работы учреждения.
Таблица в приложении № 6.

Структура и наполняемость классов на 2011-2012 уч.г., количество обучающихся за последние 4 года.
Таблица в приложении № 7.

Раздел III.
Концепция развития  ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида».

3.1. Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы РФ, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Данная общеполитическая и общеэкономическая ситуация в стране диктует направления развития как общего образования, так и коррекционного, с учётом специфики для обучающихся, имеющих психофизические и интеллектуальные ограничения. В силу дефекта дети, обучающиеся в коррекционной школе, находятся в весьма невыгодном положении, относительно нормально развивающихся сверстников. Следовательно, нам, педагогам, необходимо в максимально возможной степени нивелировать этот разрыв в конкурентоспособности. Администрация и педагогический состав школы всеми силами старается в быстроизменяющихся условиях адаптироваться самим, адаптировать педагогический процесс и адаптировать детей для повышения своих шансов на достойное существование. Встраиваться в систему, нащупывать пути и способы для успешного внедрения обучающихся в социум – это основные направления для развития школы. Для реализации этих направлений необходим поиск алгоритма выстраивания педагогического процесса с учётом специфики контингента, индивидуальных особенностей каждой конкретной личности, построение индивидуального трека развития для каждого обучающегося, определение индикаторов успешности коррекционной работы педагогов, поиск пути для преодоления возникающих проблем и выделение задач и перспектив с учётом выявленных сложностей.
Выпускник ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида» должен иметь базовый для коррекционных школ уровень образования, соответствующий государственному стандарту ФГОС — 4, иметь профессиональные навыки, быть готовым к самостоятельной жизни, осознающим своё место и перспективы в конкретных условиях жизни, адаптируемым к быстро изменяющимся условиям, мотивированным для трудовой деятельности. В процессе модернизации образовательного процесса необходим учёт многих факторов, как внешних, так и внутренних, которые диктуют направления изменения образовательного процесса. Государство стремится к укреплению гражданского общества, следовательно, школа должна делать акценты на применении школьниками социальных норм поведения; мировое сообщество стремится к всеобщей информатизации – значит необходимо подготовить будущих членов общества к этому процессу; наука и техника стремительно развиваются – детям необходимо перестраиваться в русле этих изменений и т.д.
Всё это — социальные запросы, адресованные сфере специального коррекционного образования.  Школа обязана помочь обучающимся в преодолении препятствий на пути к взрослой жизни, следовательно, она должна изменяться вместе с обществом, чтобы быть самой компетентной в процессе формирования личности будущего члена общества. Она должна организовать воспитывающую среду и общественные отношения, обеспечивающие эффективную, социальную адаптацию личности, проявление её социальной активности. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия, помогающие ребенку выразить себя в образовательной, трудовой деятельности, культурном развитии, сознательном выборе будущей профессии. Это поможет обучающимся установить прочные связи с окружающим социумом, обеспечить их широту и многообразие.
Переоснащение школы-интерната и активизация проведения предпрофильной подготовки позволит  улучшить качество обучения детей.
Быстрота происходящих в обществе изменений связана с высоким уровнем инновационных процессов в различных – социально – экономических сферах. Особенно в образовании. Педагогу необходимо постоянно пополнять собственные знания, быть готовым к профессиональному росту. Как бы ни был подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень.
Для того чтобы повысить свой уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы. Педагогам в коррекционной школе, необходимо кроме того, чётко представлять к какой группе обучающихся может быть отнесён тот или иной ученик в соответствии со структурой дефекта.
В коррекционной школе VIII вида, в частности в ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида» каждый педагог должен быть хорошо подготовленным дефектологом, так как основной концепцией коррекционно – развивающего образования был и остаётся индивидуальный и дифференцированный подход к каждому обучающемуся или говоря современным языком личностно – ориентированный подход. Данное требование в коррекционной школе предполагает в конечном результате не только высокое качество обученности, но, прежде всего, высокий уровень коррекции всех психофизических процессов за период обучения в школе. Для того, чтобы эффективным, практически значимым была социальная адаптация обучающегося на момент окончания школы. Педагогам в учебно – воспитательном процессе необходимо актуализировать весь потенциал обучающихся, их сохранные стороны личностного развития. Этот процесс может давать положительные результаты, только при условии взаимного развития ученика и учителя. Ведь каждый ученик привносит в опыт учителя что-то своё – сложное, творческое, неповторимое. Именно таким образом формируется общепедагогический опыт, который транслируется и используется в педагогическом сообществе.
Программа развития учреждения – это мобильная структура, которая способна к постоянному дополнению в части модернизации, в соответствии с требованиями времени. Реализация программы развития направлена на создание условий, при которых коррекционно – развивающее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья будут иметь социальную значимость. Коррекция речи логопедом создаёт условия для наилучшей эффективности обучения в целом, расширения коммуникативных возможностей ребёнка; дефектолог коррегирует психические недостатки, что послужит лучшей включённости детей в сообщество сверстников; психолог постоянно работает над константой личностных особенностей развития обучающихся в школе VIII вида и поиском путей индивидуальной траектории развития.
Личностно – ориентированный подход является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий.
Он объединяет и воплощает воспитательные идеи и принципы: сотрудничество, взаимопонимание, тактичность, объективность.
Творческое отношение к организации деятельности обучающихся, ориентировано на развитие личности каждого ребёнка за счёт их компенсаторных возможностей и коррекционно – развивающего обучения в течение всей школьной жизни.
В школе VIII вида обучаются дети, имеющие стойкие необратимые нарушения познавательной деятельности, вследствие нарушения ЦНС, распространяющегося по всей коре головного мозга. Педагогам нужно сформировать условия для возникновения познавательного интереса. Для этого необходимо любить предмет деятельности, то есть и своих детей, и своё дело. Демократизация Российского специального образования идёт в направлении расширения образовательного пространства и включение в него детей, ранее признанных необучаемыми.
Программа развития учреждения предполагает создание новых структур, видов психолого – педагогической поддержки, социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, для чего необходимо развитие нормативно – правовой базы.
Предпосылки для развития школы:
*    необходимость поддержания здоровьесберегающей образовательной среды;
*    необходимость развития инновационного и выявление творческого потенциала педагогического коллектива и развития инновационных технологий коррекционно – развивающего обучения;
*    необходимость увеличения процента использования медиакоммуникативных технологий в педагогическом процессе для повышения его эффективности;
*    необходимость исследования возможностей адаптации инновационных общедидактических программ в целях применение в условиях образовательного процесса коррекционной школы VIII вида;
*    необходимость индивидуализации специального образования: учета степени выраженности и сложности структуры дефекта, интересов, способностей, темпа продвижения ребенка в выработке динамических стереотипов;
*    необходимость создания условий для полноценного развития ребенка, независимо от уровня его исходных педагогических возможностей и актуальных знаний.
3.2. Приоритетные цели, ожидаемые результаты, направления изменений:
*    Повышение количества выпускников ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида», способных к дальнейшему профессиональному обучению и труду по профессии, успешной социализации, адаптации к современным, быстроменяющимся экономическим и политическим условиям, конкурентной борьбе на рынке труда.
*    Развитие у будущих выпускников школы основных компетенций и способностей, необходимых для трудовой адаптации и успешной социализации: умение адекватно оценивать себя как специалиста, умение предложить себя на рынке труда, работать самостоятельно, быть ответственным и способным к принятию решений, инициативным, открытым для необходимых социальных контактов, мотивированным к добросовестному труду и карьерному росту.
*    Усовершенствование работы, в векторе дополнительной профессионально-трудовой подготовки для смягчения и продолжения адаптации к дальнейшей жизни в условиях совершенствования приспособления людей с психическими и физическими недостатками к самостоятельному жизнеустройству.
*    Создание образовательной среды в школе, соответствующей современным требованиям с акцентом на построении индивидуального трека развития для каждого обучающегося.
*    Совершенствование и расширение предоставляемых школой образовательных услуг, за счёт развития сферы дополнительного образования и экспериментальной деятельности по инновационному учебному аппарату.
*    Разработка практических рекомендаций, программный и методический материал для обеспечения педагогического процесса. Укрепление методологической базы образовательного учреждения.
*    Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся и построение системы индивидуализации их развития.
Итогами деятельности за период 2013 – 2017 г.г. должны являться:
*    Развитие компенсаторных процессов обучающихся, их социально-трудовой адаптации, развития конкурентоспособной личности, соответствующей модели современного выпускника.
*    Разработка системы построения индивидуального трека развития каждого обучающегося школы. Разработка методик индивидуальной работы, повышающих адаптивную способность. Расширение области знаний обучающихся за счёт внедрения новых предметов и увеличение медиакоммуникативного пространства.
*    Создание модели учебного заведения, в соответствии с современными требованиями, в качестве социального заказа и парадигмы развития коррекционных учреждений.
3.3. Развитие коррекционной работы  как системообразующего компонента в образовательном пространстве ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида».
В отличие от общеобразовательных школ, ведущим компонентом в образовательном процессе ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида» являются коррекционно — развивающая работа по следующим направлениям:
*    формирование социальных и других ключевых компетенций обучающихся;
*    активизация механизмов компенсации психофизических и интеллектуальных нарушений развития;
*    расширение коммуникативного пространства;
*    формирование предпосылок для возможности включения выпускников в социум.
Учитывая особенности контингента обучающихся в учреждении, воспитание и обучение дифференцированно  и, в большей степени индивидуально, с учетом педагогических возможностей ремиссий.
Организация образовательного процесса в  ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида» осуществляется с помощью медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей с нарушением интеллекта на разных этапах обучения.
В основу педагогической системы легли следующие положения:
*    Использование, учет и коррекция возможностей детей.
*    Активизация психических, индивидуальных особенностей детей.
*    Формирование и развитие коммуникативной функции речи как средства общения.
*    Организация речевой среды  как условие овладение средств общения.
*    Сочетание коррекции интеллектуального развития с общим развитием детей.
*    Вариативность учебных программ для детей с различными дефектами и их сочетаниями.
*    Гибкость в подборе материала в связи с индивидуальными возможностями детей.
*    Использование компьютерных программ для усиления эффективности обучения.
Модель единого коррекционного пространства.
Схема в приложении № 8.
3.4. Основные принципы развития учреждения:
*    Принцип гуманизации — предполагает реальное соблюдение прав педагога и ребенка, закрепленных Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Кодексами РФ (административным, гражданским, семейным), Законом РФ «Об образовании», локальными актами и другими нормативными документами, регламентирующими функционирование и работу школы. Утверждение непреходящей ценности общекультурного  человеческого достояния, внимания к историческим общечеловеческим ценностям, их вклад в развитие науки, культуры, литературы и искусства.
*    Принцип сотрудничества  — построение взаимоотношений в школе на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении учителей, повышающих уровень самооценки обучающихся, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.
*    Принцип доступности.
*    Принцип научности.
*    Принцип наглядности.
*    Принцип концентричности.
*    Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения предполагает всесторонний учет уровня развития  способностей каждого школьника, формирование на этой основе индивидуального трека развития, индивидуальных программ коррекции развития ребёнка; повышение учебной мотивации и развитие познавательной деятельности каждого обучающегося. Выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей к работе в различных направлениях и на различном уровне, в зависимости от их личностных качеств; формирование классов, групп с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, что может отражаться в построении плана учебной деятельности.
*    Принцип целостности — предполагает деятельность школы на основе единства процессов  обучения, коррекции и развития, воспитания обучающихся, создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в  содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
*    Принцип междисциплинарной интеграции содержит выход на смежные науки, координацию курсов на основе этого принципа. Здесь можно говорить о двух уровнях: эндогенном (интеграция внутри самого предмета) и экзогенном (интеграция внешняя, предполагающая передачу выходящих за рамки предмета, создания междисциплинарных курсов).
*    Принцип системности — предполагает преемственность знаний, т.е. их «родственные» отношения, повторения и изучение новых на основе усвоенных на всех ступенях образования.
*    Принцип активизации речевого общения обуславливается необходимостью реализации психолого-педагогических подходов к организации совместной деятельности умственно отсталых школьников.
*    Принцип интегрирования контингента обучающихся в общество.
Инновационный подход в педагогическом процессе реализуется в ходе использования различных педагогических технологий, уменьшающих долю репродуктивной деятельности обучающихся.
Наиболее эффективными педагогическими технологиями являются:
*    развивающее обучение;
*    отражающее обучение;
*    проблемное обучение;
*    деятельностное обучение;
*    технология «обучение в сотрудничестве»;
*    здоровьесберегающее обучение;
*    арттерапия;
*    информационно-коммуникационные технологии;
*    разноуровневое обучение;
*    технология использования в обучении игровых моментов;
*    проведение интегрированных уроков.

 

Раздел IV.
Приоритетные направления работы и план действий по реализации программы развития.

Модернизация образовательных услуг в учреждении должна находиться в режиме постоянного развития, т.к. в современной общеэкономической и общеполитической ситуации, лишь развивающаяся школа может поставлять качественные и актуальные образовательные услуги, что повышает её собственную конкурентоспособность и конкурентоспособность её выпускников. Здесь стоит заметить, что одновременно с этим, несомненно, положительным процессом, накладывается огромная ответственность на педагогический состав школы. Каждый член педагогического коллектива обязан совершенствоваться, как профессионал, в русле выделенных приоритетных направлений развития в  ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида», методической темы школы и собственной темы самообразования. Результатом же этого совершенствования со временем станет некий интеллектуальный продукт: будь то авторская программа или иная методическая разработка, который войдёт в общую методическую копилку образовательного учреждения, и будет служить на благо развития школы. Данный процесс объединения педагогического опыта длителен и требует постоянной координации, отслеживания, обобщения и анализа. Для этого необходима актуализация всего потенциала административного состава школы, внедряющего передовой педагогический опыт в имеющийся педагогический процесс, и распространяющего собственный опыт.
Подводя итог всему вышесказанному, мы подходим к вопросу выделения приоритетных направлений развития в  ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида».
Намечены четыре приоритетных направления в развитии в  ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида»:
*    Индивидуализация социально — психолого — педагогического сопровождения обучающихся за счёт построения индивидуального трека развития для каждого из них.
*    Расширение сферы образовательных услуг школы за счёт проведения в образовательном учреждении экспериментальной деятельности, проектной деятельности, общешкольных, окружных, городских мероприятий, направленных на трансляцию педагогического опыта.
*    Модернизация материальной базы и программно-методического обеспечения педагогического процесса в школе.
*    Развитие физического воспитания как одного из наиболее актуальных направлений в коррекционно – развивающей, персонифицированной работе школы.
*    Преферентность кадрового потенциала (повышение заработной платы, разработка стимулирующей части выплат, стимулирующие выплаты).
I этап (Организационный).
2013 — 2014 уч.г.
Перспективные направления в развитии ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида» и моделирование нового качественного состояния в условиях модернизации столичного образования.
Психолого — педагогическое сопровождение обучающихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида — процесс сложный, многогранный и в каждом конкретном случае неповторимый. Индивидуализация психолого — педагогического сопровождения развития обучающихся подразумевает построение индивидуального пути развития для каждого ученика школы, что обусловлено многими факторами. Последовательность воздействия различных подразделений школы на процесс развития ребёнка своя собственная в каждом конкретном случае. В одном случае коррекцию состояния ребёнка следует начать с посещения соответствующего медицинского учреждения, а в другом это совершенно не обязательно и процесс коррекции может начаться уже в школе. Внутри школы существует ряд специалистов, последовательность в работе которых тоже может быть самой разнообразной. Один ребёнок пройдёт путь от логопеда к дефектологу, а потом к учителю и воспитателю. Другой ребёнок может начать свой путь с учительского воздействия, но со временем потребует вмешательства дефектолога и психолога, после чего снова вернётся к преобладанию воздействия учителя.
Именно так нам видится построение профессионального педагогического процесса в школе, максимально способствующего коррекции и компенсации психофизических отклонений обучающихся, их будущей успешной социализации, адаптации, профориентации и жизнеобустройства. Мы считаем, что построение индивидуального трека развития для каждого обучающегося является залогом успешной интеграции выпускников школы-интерната в общество, поэтому мы выделяем эту задачу как первостепенную.
Расширение сферы образовательных услуг школы за счёт проведения в образовательном учреждении экспериментальной работы, проектной деятельности, общешкольных, окружных, городских мероприятий, модернизация материальной базы и программно-методического обеспечения педагогического процесса в школе, совершенствование кадрового состава школы – все эти задачи дополняют первостепенную (построение индивидуального трека развития для каждого обучающегося), являются условиями для успешного её выполнения.
Для конкретизации поставленных задач возможно выделение следующих ступеней на пути их решения:
*    Создание адаптивной модели выпускника коррекционной школы VIII вида.
*    Изучение каждого конкретного случая онтогенеза.

*    Построение индивидуального трека развития для каждого обучающегося с учётом первых двух пунктов.
*    Осуществление индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающихся с дальнейшей коррекцией индивидуального трека в связи с происходящими изменениями.
*    Анализ катамнеза выпускников.
*    Корреляция успешности и неуспешности жизненного устройства выпускников.
II этап (Основной).
2014 — 2016 уч. г.
Деятельность в  ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида»  по реализации программы развития. Программа перевода в  ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида»  в режим развития до 2016 года, перспективный план.
1.          Обновление, переоснащение материально-технической базы в  ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида».
*    Создание игровых зон на территории школы.
*    Создание оптимальной дидактической базы для развития системы коррекционно — развивающего обучения (оборудование сенсомоторной комнаты, усовершенствование санитарно-гигиенических условий для полноценных занятий в тренажёрном зале – душевая кабина, полное профессиональное оснащение кабинета ритмики, модернизация кабинета дефектолога, оборудование современными компонентами кабинета психолога).
*    Переоборудование кабинетов новой мебелью.
*    Создание спортивной площадки, предназначенной для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.          Оборудование объектов охраны сенсорными автоматическими пропусками с целью усиления антитеррористических мероприятий по сохранению жизни и здоровья учащихся.
3.          Осуществление текущего ремонта классных и школьных помещений в соответствии с предписаниями и требованиями Сан-Пина и Роспожнадзора.
4.          Создание научной базы для расширения экспериментальной работы и, педагогического коллектива, проектной деятельности обучающихся.
5.          Привлечение к сотрудничеству на основе договорных и патронатных отношений общественных организаций, спонсоров.
6.          Работа по расширению и продвижению информации о школе-интернате в сети Internet, а так же в работе муниципальными образованиями, Администрацией г. Железноводска.
7.          Трансляция педагогического опыта сотрудников в  ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида»  в информационном пространстве.
8.          Расширять как инвариантную работу с академическими  педагогическими ВУЗами с целью преемственности педагогического мастерства и решения кадровых вопросов.
Основные мероприятия по реализации программы перевода в  ГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VIII вида»  в режим развития.
Таблица в приложении № 9.
III этап (Обобщающий).
2016 — 2017 уч. г.
На этом этапе предполагается анализ полученных результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Закрепление и распространение опыта работы педагогического коллектива по реализации программы развития в локальных нормативных актах школы, в периодических и научно-методических изданиях.
Основные направления, по которым будет проводиться анализ полученных результатов:
*    Состоятельность гипотезы (построение индивидуального трека развития для каждого обучающегося — является залогом успешной интеграции выпускников школы — интерната в общество).
*    Результативность проводившейся работы в отношении обучающихся.
*    Состояние педагогического процесса.
*    Состояние материально-технической базы.
*    Состояние научно-методической базы.
*    Состояние кадрового состава школы.

Раздел V 
Финансовый план укрепления 
материально-технической базы.

№ п/п Наименование мероприятий Исполнители Сроки исполнения

Источники финансирования

Всего
Бюджетные средства Внебюджетные средства

1

2

3

4

5

6

7

1. Укрепление материально-технической базы школы за счёт бюджетных  и внебюджетных средств, спонсорской помощи, грантов Директор, заместители, педагоги 2013 2014 2015 2016 2017 120,0     140,0
160,0
200,0
240,0
  120,0     140,0
160,0
200,0
240,0
2. Замена ленолиума в коридорах  учебного корпуса Директор, зам.дир.по АХР 2013-2017 2810,0   2810,0
3. Провести замену оконных блоков и рам учебного корпуса на пластиковые Директор, зам.дир.по АХР 2013-2017 4341,12   4341,12
4. Замена дверей учебных кабинетов  учебного корпуса Директор, зам.дир.по АХР 2013-2017 1255,0   1255,0
5. Замена электропроводки в спальном корпусе №2 Директор, зам.дир.по АХР 2014 750,0   750,0
6. Капитальный ремонт системы водоснабжения Директор, зам.дир.по АХР 2013-2017 2200,0   2200,0
7. Ремонт вентиляционной системы пищеблока Директор, зам.дир.по АХР 2014 164,0   164,0
8. Капитальный ремонт в туалетных комнатах Директор, зам.дир.по АХР 2014-2015 1225,68   1225,68
9. Ремонт кабинета СБО   2013 140,0   140,0
10. Ремонт методического кабинета   2014 80,0   80,0
12. Асфальтирование тротуаров, площадок   2014 3510,5   3510,5
13. Ремонт  овощехранилища   2014 600,0   600,0
14. Рациональное вложение средств на укрепление и обновление материально-технической базы школы с учётом плана развития школы-интерната Директор, бухгалтерия 2013-2017 В рамках бюджетных ассигнований   В рамках бюджетных
ассигнований
15. Обеспечение целевого использования бюджетных средств Директор, бухгалтерия 2013-2017 В рамках бюджетных ассигнований   В рамках бюджетных
ассигнований
16. Приобретение интерактивных досок   2013-2014 В рамках бюджетных средств   В рамках бюджетных средств
17. Приобретение  мебели   2013-
2015
В рамках бюджетных средств   В рамках бюджетных средств
18. Обновление компьютерной техники   2013-2017 В рамках бюджетных средств   В рамках бюджетных средств
19 Рациональное расходование бюджетных и внебюджетных средств Директор, бухгалтерия 2013-2017 В рамках бюджетных средств   В рамках бюджетных средств

Раздел VI 
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1.Обновление содержания образования  детей с нарушениями слуха в соответствии  с Типовым положением о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии:

    • освоение новых коррекционных технологий;
    • обучение и воспитание детей с нарушением развития;
    • использование в работе коррекционно-развивающих технологий;
    • овладение методами преподавания различных предметов с использованием компьютерных технологий.

2.Оптимизация воспитательной работы:

  • через воспитательную систему;
  • организация социально-психологической реабилитации воспитанников;
  • формирование у воспитанников способности работать самостоятельно как при выполнении учебного задания, так и общественных поручений;
  • выход на модель выпускника;
  • реализация мер по оздоровлению детей-инвалидов.

3.Кадровое обеспечение программы через формирование творчески работающего стабильного педагогического коллектива:

  • учёба начинающих и молодых педагогов приёмам работы с учащимися на семинаре «Школа дефектологических знаний»;
  • освоение новых технологий в учебно-воспитательном процессе;
  • непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогов;
  • обеспечение оптимальной нагрузки учителей и воспитателей с учётом их профессиональной нагрузки;
  • моральное  и материальное поощрение сотрудников;
  • обобщение опыта работы педагога в  школе, крае;
  • увеличение финансирования через бюджетное поступление, обеспечение выполнения сметы расходов школы-интерната;
  • поступление денежных средств от спонсоров.

4. Обеспечение качественного,  эффективного и  доступного    образования. Мониторинг оценки результативности, качества образования и воспитания.
5. Создание единой коррекционно — развивающей среды, способствующей умственному, духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребёнка с нарушением слуха.

  • Повышение уровня коррекционно-образовательного процесса за счёт внедрения новых программ и инновационных технологий в процессе обучения и воспитания.
  • Повышение профессиональной компетенции педагогов.
  • Укрепление здоровья учащихся  и приобщение их к здоровому образу жизни.
  • Воспитание выпускников востребованных, конкурентоспособных в современном обществе.

 

 Задачи по обеспечению материально-технического развития школы-интерната:

  • Капитальный ремонт отдельных помещений:  столярной мастерской № 1, медицинского пункта, спального корпуса № 2, забора по периметру территории, освещения территории.
  • Косметический ремонт учебных и спальных комнат. Приобретение новой мебели.
  • Обновление фонда библиотеки.
  • Приобретение современного дидактического материала для работы с детьми, имеющими нарушения умственного развития.
  • Обновление материальной базы для уроков физкультуры, швейных и столярных мастерских, психолого-логопедического кабинета.
  • Оборудование детских и спортивных площадок на территории школы-интерната.

 

 

 

Приложение  № 2
Основные направления работы:

1.Компетентностный и личностно-ориентированный подход к изменению содержания образования с учетом социального заказа (усложнение, расширение дефектов развития учащихся);

2. Подготовка педагогов к внедрению в образовательный процесс программ и методик нового поколения с обязательным соблюдением здоровьесберегающих принципов построения образовательного процесса;

3.Повышение мотивации педагогов к инновационной деятельности;

4.Формирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;

5.Создание оптимальных социально-психологических условий школьного периода жизни;

6.Создание условий для реабилитации каждого учащегося школы, независимо от сложности структуры дефекта;

7.Включение учащихся и родителей в образовательный процесс, управление развитием школы через создание и совершенствование общественных органов самоуправления (по мере возможности);

8.Создание в школе атмосферы толерантности ко всем участникам образовательного процесса;

9.Социализация образовательного процесса, совершенствование профориентационной работы, основанной на ранней диагностике возможностей каждого ребенка;

10.Расширение блока дополнительного образования, как средства реабилитации детей с нарушением развития, помогающего сформировать стартовые возможности ученика для профессионального обучения и деятельности на рынке труда;

11.Продолжение взаимодействия с учреждениями начального профессионального образования (колледжи, имеющие коррекционные группы), для обеспечения выпускникам школы возможного выбора профессии в соответствии с их потребностями и возможностями и получения доступного профессионального образования.

12.Включение в структуру образовательного процесса современных здоровьесберегающих технологий.

13.Совершенствование материально-технической базы преимущественно в направлении информатизации образовательной среды.

14.Повышение роли семьи в воспитательно — образовательном процессе.

Приложение № 4
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЯ

Учреждение  создано для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а так же социально — психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Основной целью Учреждения является реализация конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального государственного образовательного стандарта.

Основными задачами Учреждения являются:
— Создание благоприятных условий обучения, воспитания и проживания воспитанников, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности каждого ребёнка;
— Обеспечение    социальной    защиты,    медико-психолого-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии;
— Формирование адаптированного поведения каждой возрастной группы с последующей проверкой по критериям сформированности норм поведения воспитанников;
— Организация и обеспечение профилактических, оздоровительных и лечебных мероприятий каждого конкретного ребёнка;
— Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
— Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников с отклонениями в развитии, вхождение их в производственные, деловые, человеческие отношения;
— Реализация типовой программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.

Для реализации основных задач Учреждение имеет право:

  • Самостоятельно с учетом государственных общеобразовательных стандартов разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы по согласованию с Учредителем;
  • Разрабатывать и утверждать учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий;
  • Выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания в пределах, определенных законодательством РФ «Об образовании»;
  • Самостоятельно выбирать систему оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;
  • Привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых и материальных средств, в том числе за счёт предоставления платных образовательных услуг;
  • Арендовать и сдавать в аренду в установленном порядке здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество не в ущерб образовательному процессу и по согласованию с Учредителем;
  • Образовывать комплексы, ассоциации, союзы и другие объединения, в том числе с участием Учреждения, предприятия и общественных организаций;
  • Оказывать посреднические услуги, вести приносящую доход  деятельность, не запрещенную законодательством РФ и не приносящую ущерб основной деятельности  Учреждению;
  • Осуществлять в пределах собственных финансовых средств материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений;
  • Предоставлять Учредителю ежегодно отчёт о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • Самостоятельно осуществлять подбор, приём на работу, расстановку кадров, нести ответственность за уровень их квалификации;
  • Устанавливать структуру управления деятельностью Учреждения, штатное расписание, распределять должностные обязанности;
  • Устанавливать ставки заработной платы и должностных окладов работников Учреждения в пределах собственных финансовых средств;
  • Устанавливать надбавки и доплаты к должностным окладам работников Учреждения, порядка и размеров их премирования;
  • Организовывать и совершенствовать методическое обеспечение образовательного процесса;
  • Содействовать деятельности учительских организаций и методических объединений;
  • Создавать в Учреждении необходимые условия питания и медицинского обслуживания, контролировать работу этих служб в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников Учреждения;
  • Разрабатывать и принимать Устав Учреждения;
  • Разрабатывать и принимать правила внутреннего распорядка Учреждения, иные локальные акты.

Приложение № 6

    • Построение педагогического процесса
  • Структура и содержание системы образования

Система образования представлена семью взаимосвязанными направлениями.

  • Первое направление – коррекция интеллектуального развития учащихся в процессе обучения.

Устранение или смягчение психических нарушений.

  • Второе направление – реализация базисного компонента учебного плана, включающего в себя государственный стандарт по основным обязательным дисциплинам. Данное направление обеспечивает общеобразовательное, общесоциальное и общекультурное развитие на основе личностно-ориентированных технологий.

Главной задачей этого направления является обеспечение соответствия
содержания учебного процесса требованиям, предъявляемым статусом и уставом общеобразовательной школы, постоянное совершенствование содержания и методики этого процесса на основе использования новейших дидактических технологий, создание каждому уч-ся условий для достижения оптимального результата в учении.

  • Третье направление – обеспечение индивидуального развития ребенка, продвижение его от актуального уровня до потенциального. Это система логопедической, психологической и медицинской помощи в преодолении дефектов уч-ся. Составляющими механизмами  реализации этого направления являются специализированные компоненты образовательной программы школы, коррекционные курсы базисного учебного плана.

— Четвертое направление – сохранение и укрепление физического, психического и социально-нравственного здоровья школьников. Это формирование здорового образа жизни каждого учащегося в школе и за ее пределами, адаптация в социуме.
— Пятое направление – формирование личности школьника готового к трудовому самоопределению путем вооружения его основными трудовыми умениями и навыками, включения учащихся в различную трудовую деятельность,  воспитания уважения к людям труда, результатам труда, привития чувства долга, ответственности за порученное дело.
— Шестое направление – формирование национального самосознания, включающее в себя приобщение учащихся к культурному наследию России, духовно-нравственным, православным ценностям родного края, формирование экологической культуры учащихся.
— Седьмое направление – эстетическое проявление ценностного отношения учащихся к миру и к себе, включение их в сферу художественной, творческой деятельности.

 

 

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий.
Учреждение осуществляет общеобразовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ двух ступеней общего образования.
1-я ступень – начальное образование (нормативный срок освоения – 4 года):

  • обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями, навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами здорового образа жизни;
  • для оказания помощи уч-ся, не справляющимся с освоением программы, организуется обучение по индивидуальным программам;
  • начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

2-я ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет)
Обеспечивает освоение обучающимся образовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающихся, их интересов и способности к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для профессионального образования.
Для обучающихся, имеющих речевые нарушения организуются групповые и индивидуальные логопедические занятия.
Обучение в коррекционном учреждении УШ вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделий.

Учебный план
Расписание уроков
Графики
Режим работы

 

 

( далее модель выпускника)

 

 

 

 

Приложение № 6                
 Целью   работы  учреждения  является создание образовательного – воспитательного пространст­ва, способствующего   созданию условий для полноценного развития учащихся: интеллектуального, физического, нравственного, социально-личностного, жизненного и профессионального самоопределения, позволяющему каждому  ребенку  быть востребованным обществом и государством, строить собственную жизнь.
Содержание воспитательной работы школы-интерната разработано на основе следующих принципов:
— предоставление воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающего индивидуально ориентированную траекторию развития каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
— оказание комплексной (коррекционно-развивающей, психолого-педагогической, медико-социальной и правовой)  помощи;
-ненасильственное взаимодействие педагога с детьми (достижение позитивной открытости, преодоление тревожности, страха, чувства неполноценности учащихся).
Программа воспитательной работы предусматривает различные формы организации деятельности воспитанников:
-Занятия  как специально организованная форма обучения.
-Занятия с воспитателем, психологом по самокоррекции.
-Различные виды деятельности по основным направлениям воспитательной работы: торжественные линейки, концерты, Дни здоровья, спортивные соревнования, экскурсии, театрализованные представления, мероприятия к знаменательным датам,  отчетные концерты.
-Профилактическая работа (индивидуальная, общешкольные профилактические мероприятия).
-Дополнительное образование, представленное двумя спортивными секциями:
— «Баскетбол»;
-«Пионербол» и девятью кружками художественно-эстетического, декоративно-прикладного и  экологического направлений:
— Танцевальный «Вдохновенье»;
— Вокально-хоровой «Снимаем с клавишей вуаль»;
— «Выразительное чтение»;
— «Вязаная игрушка»;
— Вязание «На кончиках пальцев»;
— «Цветик — семицветик» (изобразительная  деятельность, вышивка);
— «Мягкая игрушка»;
— «Волшебные руки» (нетрадиционные способы изображения, квиллинг);
— Экологический «Тропинка в природу».

   (График работы кружков и секций)

 

В ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида» города-курорта Железноводска существуют традиционные праздники и развлечения, предусмотренные годовым планом воспитательной работы.
(Традиционные мероприятия)

 

 

В 2010 году была создана авторская программа по экологическому воспитанию учащихся «Тропинка в природу», в 2012 году – по формированию здорового образа жизни «Быть здоровым – престижно».
В апреле 2012 года приняли участие в краевом конкурсе «Лучший воспитатель детского дома»  и в номинации «Формирование здорового образа жизни» были удостоены Дипломом III степени.

  Утверждаю
Директор школы-интерната
_________ Г.Н. Гузий

РЕЖИМ   ДНЯ
(группы школы-интерната)

07.00-07.05 – ПОДЪЕМ
07.05-07.15— ТУАЛЕТ, УБОРКА СПАЛЬНЫХ КОМНАТ
07.15-07.25- УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
ПЕРВЫЙ ЗАВТРАК —  I СМЕНА  07.30-07.45
II СМЕНА  08.00-08.15
07.25-8.20- УБОРКА ТЕРРИТОРИИ
УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Начальные классы-08.30-13.05
Старшие     классы-08.30-14.50
ВТОРОЙ ЗАВТРАК-11.05-11.20
ОБЕД                        — 13.30-15.10
СПОРТИВНЫЙ ЧАС-13.45-15.45
ТИХИЙ ЧАС (начальные классы)-14.00-15.30
ПОЛДНИК                   15.45-16.00- старшие классы
16.00-16.15-начальные классы
САМОПОДГОТОВКА-16.00-17.30
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС
Старшие классы-17.45-18.30, начальная школа-18.30-19.00
ПЕРВЫЙ УЖИН -начальная школа-18.00-18.30
— старшие классы-18.30-19.00
ИГРЫ, СОВМЕСТНАЯ С ПЕДАГОГОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 18.30-19.30

19.35-19.40  I, II смены – ВТОРОЙ УЖИН
19.40-20.20 — ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА
20.20-21.00 — ПОДГОТОВКА КО СНУ
21.00 —  ОТБОЙ

                                                                                        Утверждаю
Директор школы-интерната
_________ Г.Н. Гузий

РЕЖИМ   ДНЯ
(групп  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей)

07.00-07.05 – ПОДЪЕМ
07.05-07.15— ТУАЛЕТ, УБОРКА СПАЛЬНЫХ КОМНАТ
07.15-07.25- УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
ПЕРВЫЙ ЗАВТРАК —  СМЕНА  07.30-07.45
СМЕНА  08.00-08.15
07.25-8.20- УБОРКА ТЕРРИТОРИИ
УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Начальные классы-08.30-13.05
Старшие     классы-08.30-14.50
ВТОРОЙ ЗАВТРАК-11.05-11.20
ОБЕД                        — 13.30-15.10
СПОРТИВНЫЙ ЧАС-13.45-15.45
ТИХИЙ ЧАС (начальные классы)-14.00-15.30
ПОЛДНИК                   -15.45-16.00

САМОПОДГОТОВКА-16.15-17.45
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС-17.50-18.30
ПЕРВЫЙ УЖИН  -18.30-19.00
ИГРЫ, СОВМЕСТНАЯ С ПЕДАГОГОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА   -19.00-19.45
19.45   – ВТОРОЙ УЖИН
19.45 – 20.20 – ПРОСМОТР ТЕЛЕПЕРЕДАЧ
20.20-21.00 — ПОДГОТОВКА КО СН
21.00 —  ОТБОЙ

 

Социальный паспорт учреждения
Численность учащихся школы-интерната-147 человек.
Обучение  ведется  в одну смену.
Количество классов – 12.
Количество воспитательских групп – 9 ( одного возраста); 3 – разновозрастные группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Девочек — 56.
Мальчиков – 91.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – 21 человек;
из них социальных сирот – 18; сирот – 3.
Опекаемые – 14.
Дети-инвалиды-32.
Дети из семей интеллигенции – 20 человек.
Дети из семей безработных- 10 человек.
Пенсионеры, инвалиды – 17 человек.
Предприниматели — 7 человек.

Основной контингент учащихся
Многодетные семьи – 42.
Малообеспеченные семьи – 27.
Неблагополучные семьи – 23.
Неполные семьи –  33.
Семьи беженцев – нет.

 

 

 

Приложение № 9
Основные мероприятия по реализации программы

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Повышение педагогического мастерства педагогов (курсы повышения квалификации) 2013-2017 Администрация

2.

Дополнительная профессиональная подготовка педагогов (обучение компьютерной грамотности) 2013-2014 Администрация

3.

Внедрение новых педагогических технологий 2013-2017 Педагоги

4.

Мониторинг оценки результативности, качества образования и воспитания учащихся 2013-2017 Администрация

5.

Внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических комплексов 2013-2017 Администрация, педагоги

6.

Обновление библиотечного фонда спецучебниками и литературой 2013-2017 Библиотекарь

7.

Полная диспансеризация учащихся 2013-2017 Врач педиатр, медсестра

8.

Участие во всероссийских, республиканских, районных конкурсах по различной тематике 2013-2017 Педагоги

9.

Подготовка и оформление кабинета педагога-психолога «Доверие» 2013-2015 Педагог-психолог

10.

Внедрение в образовательный процесс информационных технологий в специальном образовании 2013-2015 Администрация

11.

Комплектование спортивного зала и спортивных площадок спортивными снарядами, тренажёрами 2013-2017 Директор

12.

Комплектование швейных и столярных мастерских новыми инструментами 2014-2015 Директор, учитель труд. обучения

13.

Составление авторских программ педагогами 2013-2017 Педагоги

14.

Создание творческих групп учителей и воспитателей 2013-2017 Администрация

15.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс проектной деятельности 2013-2017 Администрация

16.

Приобретение компьютерного оборудования для  организации учебно-воспитательного процесса 2013-2017 Администрация

17.

Создание веб-страниц и персональных сайтов педагогами с целью обмена информациями 2013-2017 Педагоги

18.

Получение второго высшего дефектологического образования 2013-2017 Администрация, педагоги

19.

Оснащение классов-групп компьютерной техникой 2013-2017 Администрация

20.

Обмен опытом работы через открытые уроки по использованию новых технологий 2013-2017 Администрация, педагоги

21.

Создание банка данных новых технологий, используемых педагогами школы 2013-2017 Администрация

22.

Создание программы индивидуального маршрута развития ребёнка 2014-2017 Администрация, классные руководители

23.

Рассмотрение и обновление положения детской общественной организации, внедрение в действие 2013-2014 Заместитель директора по ВР

24.

Организация работы обучающего семинара «Школа дефектологических знаний» по изучению методики работы по обучению и воспитанию  детей с нарушением умственного развития. 2013-2017 Заместитель директора по УР

36.

Разработка и реализация  программы «Семья». 2013-2017 Администрация

 

 

 

Приложение № 9
Основные мероприятия по реализации программы

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Повышение педагогического мастерства педагогов (курсы повышения квалификации) 2015 Администрация

2.

Дополнительная профессиональная подготовка педагогов (обучение компьютерной грамотности) 2015 Администрация

3.

Внедрение новых педагогических технологий 2015 Педагоги

4.

Мониторинг оценки результативности, качества образования и воспитания учащихся 2015 Администрация

5.

Внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических комплексов 2015 Администрация, педагоги

6.

Полная диспансеризация учащихся 2015 Врач педиатр, медсестра

7.

Участие во всероссийских, республиканских, районных конкурсах по различной тематике 2015 Педагоги

8.

Приобретение компьютерного оборудования для  организации учебно-воспитательного процесса 2015 Администрация

9.

Создание веб-страниц и персональных сайтов педагогами с целью обмена информациями 2015 Педагоги

10.

Получение второго высшего дефектологического образования 2015 Администрация, педагоги

11.

Оснащение классов-групп компьютерной техникой 2015 Администрация

12.

Обмен опытом работы через открытые уроки по использованию новых технологий 2015 Администрация, педагоги

13.

Создание программы индивидуального маршрута развития ребёнка 2015 Администрация, классные руководители

 

Приложение № 9
Основные мероприятия по реализации программы
на 2016 год

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Повышение педагогического мастерства педагогов (курсы повышения квалификации) 2016 Администрация

2.

Внедрение новых педагогических технологий 2016 Педагоги

3.

Мониторинг оценки результативности, качества образования и воспитания учащихся 2016 Администрация

4.

Составление адаптированной основной образовательной программы 2016 Администрация, рабочая группа

5.

Разработка нового учебного плана в соответствии с СанПиН 2016 Администрация

5.

Обновление библиотечного фонда учебниками и литературой по ФГОС 2016 Библиотекарь

6.

Полная диспансеризация учащихся 2016 Врач педиатр, медсестра

7.

Участие во всероссийских, республиканских, районных конкурсах по различной тематике 2016 Педагоги

8.

Лицензирование дополнительного образования 2016 Администрация

9.

Создание веб-страниц и персональных сайтов педагогами с целью обмена информациями 2016 Педагоги

10.

Получение второго высшего дефектологического образования 2016 Администрация, педагоги

11.

Оснащение классов-групп компьютерной техникой 2016 Администрация

12.

Обмен опытом работы через открытые уроки по использованию новых технологий 2016 Администрация, педагоги

13.

Создание программы индивидуального маршрута развития ребёнка 2016 Администрация, классные руководители

Основные мероприятия по реализации программы на 2017 год